Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Арктик Трофи
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Рассказ Геннадия Измера


AT

19 августа при уточнении маршрута "Арктик-Трофи" погибли вдохновитель и президент клуба "Арктик-Трофи" Евгений Ведерников и оператор телевидения Щербович Сергей. Ребята застряли в реке Печа. Пытались вытащиться лебедкой, неудачно - предательская электрическая лебедка посадила аккумулятор, им пришлось заряжать его снова. Для этого добавили газку, наверное, решили погреться в машине и заснули...

Как сказал на старте Андрей Федунов, Евгений Ведерников был веселым человеком, и он бы не одобрил, если бы "Арктик-Трофи" превратили в похоронную процессию. "Арктик-Трофи 99" состоялось в намеченные сроки.

Петрозаводск, ночь, указателя на Мурманск не было, и теперь мы плутаем по городу. Спрашиваем дорогу у мотоциклиста.

Он : Вы на "Арктик-Трофи"?
Мы : Да!?
Он : Езжайте за мной, покажу дорогу, и передайте привет нашим джиперам от рокеров!

Светает, уже почти сутки мы слушаем рев нашей LJ73 , трясущейся по шоссе и медленно приближающейся к Мурманску. Позади 1600км, без передышки, впереди еще 600, хочется спать . Я разглядываю пейзаж за окном, в моей голове свербит мысль: может не стоило сюда ехать? Разве тут возможно джиповать на чем-либо, кроме вездехода на воздушной подушке? По обе стороны дороги тянутся рыжие болота с бездонными лужами. Растительность совершенно хилая, крученые березки толщиной в руку, лебедку цеплять не за что, а для любителей преодолевать топкие места ходом время от времени в болоте понатыканы острые валуны. Ткнешься в такой на скорости мостом, и на ремонт... Хорошо хоть взяли запасной редуктор...

Решаем сделать привал. Начинаем искать съезд с дороги и вскоре обнаруживаем, что это большая редкость. Проехав километров пятнадцать сворачиваем, наконец, в... лес. Поели, поспали - едем дальше. Догоняем несколько "наших" джипов. Вот удача! Это же Саша Дерюгин и Сева Карамазов на HJ60, Марек на своем перекроенном УАЗе, и киевляне на LJ70. Лучшую компанию трудно было бы придумать. На душе сразу легко, ну, конечно, мы едем не зря. Что может быть лучше, чем провести отпуск на природе вместе с единомышленниками?

tundra.jpg (40119 bytes)

Пересекаем полярный круг, осталось немного. Теперь ехать легче. Саша едет впереди и сообщает по рации, когда можно обгонять. Местами рельеф местности очень напоминает Крым. Такие же скалы, горы, но вот растительность совсем другая. Вместо огромных, опутанных лианами деревьев - тоненькие, закрученные вокруг своей оси березки, цвета - вместо ярко-зеленых - приглушенные: желтые и красные.

Встречаются северные города, в названии которых почему-то обязательно присутствует слово "горск" - Мончегорск, Оленегорск и т.п. Некоторые из них напоминают пейзажи из фильма "Сталкер": выжженные химией безжизненные равнины, терриконы - горы из "бесполезных" ископаемых, серые бетонные хрущевки. Надо сказать, что песок на севере не желтого, а грязно-серого цвета, это придает пейзажу особо удручающий вид. Ни единого зеленого или желтого пятнышка. Бррр... Забегая вперед, надо сказать, что северная природа оказалась загажена цивилизацией не меньше, чем белорусская. Людей на квадратный километр на севере меньше, но там, где в белорусском лесу лежит кузов от "Запорожца", в северном лежит остов от экскаватора. Грустно, я-то надеялся увидеть, наконец, девственную природу.

Вот и Мурманск, вечер, времени осталось не так много, нам предстоит еще устроиться в гостиницу, поставить "боевые" колеса, пристроить куда-нибудь запчасти и шоссейки и, наконец, зарегистрироваться в оргкомитете. К счастью, есть Саша Дерюгин, который тут все знает, и наши вопросы решаются почти сами собой. 23:00 Устроившись впятером в двухместный номер и приготовив макароны на примусе (оо-о-т эти джиперы...), Саша обьявляет, что им нужно еще кое что доделать по машине!

spring.jpg (60 kb)

  Раз в сутки пружину приходилось поправлять

Я спрашиваю: Помочь?
Он : Не надо, там сущие пустяки. Нужно всего-лишь!!! усилить рессору, так как на "Ладоге" родная сломалась и теперь стоит то ли от Волги, то ли еще что-то. В общем, она не выдерживает вес машины.
Я : А как ты собираешься это сделать :[ ] ???
Он : А, пружину от "Жигулей" засунуть надо между рессорой и рамой и крепление приварить.
Я : Пружина хоть есть? До старта меньше 12 часов:.
Он : Где-нибудь найдем...

И действительно, утром я обнаружил их спящими в кроватях, а пружину где положено - между рессорой и рамой. Конечно, в этой конструкции был недостаток. Раз в сутки пружину приходилось поправлять, но она все же отработала до конца трофи.

Вот и старт. Комментатор на трибуне врет что есть мочи. Площадь Пяти углов в Мурманске уставлена монстрами и просто джипами. Чего тут только нет: новенький NISSAN PATROL, весь в пластмассках. Жалко, что мы не сфотографировали этот "Ниссан" до трофи. После трофи пластмассок сильно поубавилось :) , норвеги на новеньких Land Rover Defender, обутых в штатную резину. Норвеги только сегодня переоделись в "нашу" одежду, еще вчера ходили в пиджаках : европейцы, тяжело им будет на этой резине: Лифтованные Range, Discovery. Саша Фулиди на своей Toyota 60 c перекинутыми поверх осей рессорами и колесами 36x14,5. Рядом с этой машиной остальные "монстры" как-то блекнут и кажутся обычными джипами, хотя и у меня брюхо в два раза дальше от земли чем у Grand Cherockee. Очень неплохо подготовленная Mitsubishi Pagero, три ,вместе с нашей , Toyota серии LJ7, американский Chevrolet K-5 (сарай). Mercedes-G, ну и, конечно, множество УАЗов. Лифтованных и в заводской комплектации. Несколько ГАЗ-66, ЗИЛ "Захар" и трехосное чудище ЗИЛ-4972 Мурманского МЧС. Один Wrangler и ни одной "Нивы".

Все матерые джиперы здесь: если кто-то не смог подготовить свою машину, приехал штурманом с товарищем. Да, "Арктик-Трофи" действительно главное джиперское событие.

Итак, старт - машины выстраиваются в колонну и, посетив кладбище, направляются в Оленегорск.

Судья со словами: "У вас осталась одна минута" показал секундомер с бегущей стрелкой. Я почувствовал легкое волнение:"Что там впереди? Какое оно легендарное арктическое бездорожье? Почему "Арктик-Трофи" рекордсмен по поломкам техники?" Но через несколько минут езды по лесной дороге пришли уверенность и удовольствие. Дорога не сложнее, чем у нас в Беларуси, только камней много, но большинство из них легко проходит под мостом моей машины. Все же дорога есть дорога, и по ней ездят не только джиперы.

Участники разделены на две категории: спорт и рейд. Задача минимум у спортсменов пройти весь маршрут самостоятельно, максимум - как можно быстрее. Некоторые, конечно, топят газ что есть мочи, на дороге время от времени встречаются вывороченные из земли валуны, с белыми следами от ударов. Рейд идет не спеша, помогая друг другу. Позади всех идут грузовики, подбирая "раненых". Мы идем в спорте. Можно ехать быстрее, но я не гоню. Зачем? Так можно проскакать всё трофи и ничего не разглядеть, кроме трясущегося капота машины. Да и перспектива ткнуться мостом в камень тоже не сахар. Никакая защита не может удержать кувалду весом в две тонны.

Природа вокруг напоминает белорусскую: сосновый лес средней высоты. Вот и первое препятствие - крутой песчаный подъем. Какой-то зеленый рэйнж третий раз пытается въехать наверх, неудачно. Судья подает нам знак. Вторую пониженную, мотор до 3 тысяч, взлетаем на горку, "как птичка", бедняга рэйнж, наверное, колеса слишком накачаны, "режут" песок. Едем дальше, вот первая грязь. Честно говоря, грязь на дороге это - не грязь, всегда существует твердое дно, утоптанное грузовиками, тем более что почва каменистая. Нам на 35 колесах с длинноходной подвеской можно не бояться. Едем дальше. О... рессорный Land Rover, уже где-то "потерял" заднее стекло. Он нас пропускает вперед перед большой лужей. Преодолев препятствие, ждем его. Land Rover с разбегу, гремя подвеской, плюхается в лужу. Не проехал - маловата резина, да еще рессоры снизу осей за все цепляются. Пытаемся его выдернуть - не выходит, не выдерживает мой любимый самодельный канат. Land Rover во что-то уперся. Раз нельзя вперед - надо тащить назад. Позади скопилось несколько машин, они помогут. Land Rover нас отпускает. Поплутав немного, выезжаем на берег речки Печа. Это и есть самыйсложный брод "Арктик-Трофи", место, где погибли ребята. Народу на берегу куча, все копошатся, накачивают колеса, укрепляют вещи повыше, чтобы не намочить.

Форсировать брод как-то никто не торопится.

В воду въезжает Toyota LJ73 Алишера Шукурова из Санкт-Петербурга. На капот усаживается корифей Off-Road, президент Питерского клуба Юрий Овчинников. Две минуты и Toyota на том берегу. Ободренные увиденным, мы решили перенять опыт. Андрей уселся на капот, поехали. Действительно, ничего сложного. С капота хорошо просматриваются все камни, это гораздо лучше, чем "щупать" путь рулевыми тягами. Немного повозившись на выезде, выбираюсь на сушу. Ну что же, сегодня день прошел неплохо, лишь немного буксует промокшее сцепление, но не беда, подсохнет. Следом за нами Печу форсирует московский Discovery, тоже удачно, но при выезде на сушу из трансмиссии машины раздается жуткий скрежет. Не выдержал нагрузок редуктор переднего моста. Да.. все-таки не так он надежен, этот Land Rover. Быстро и красиво переправляется Борис Гадасин на своем лифтованном Defender 110, его машина словно не катится, а переступает по камням.

greenlr.jpg (40247 bytes)

Ну вот, очередная жертва, зеленый Discovery засел на камнях. Пока экипаж разматывает лебедку, вода медленно, но верно наполняет салон. Ммда-а, придется ребятам завтра ехать на мокрых сиденьях. Что ж, помогать спортсменам все равно нельзя, пора готовиться к ночлегу.

Лагерь расположен на поросшей сосенками возвышенности, которую с трех сторон огибает речка. Течение очень бурное, под шум порогов будет изумительно спать.

За банкой пива знакомимся с киевлянами поближе, они, как и я, оказывается, любители TOYOTA, идем вместе смотреть преодоление брода. Благодать пить холодное пиво в хорошей компании, вживую наблюдать джип-триал, попутно узнавать массу полезных вещей. Ну разве такое возможно на отдыхе в каком-нибудь испанском отеле?

Стемнело, форсирование проходит медленно. К переправе подобрался хвост рейда: грузовики и норвеги. Саша Дерюгин, одевшись в резиновый костюм, отправляется показывать дорогу норвегам. В темноте с капота машины ничего не увидишь. Поэтому нужно прощупывать дно ногами. Саша не раз переправлялся через Печу и знает маршрут.

Вот готово, Defender завис на камне. В это время МЧСовский ЗИЛ, не утруждая себя маневрами, переползает речку напрямик. Еще бы - колеса по полтора метра в диаметре. Правда для того, чтобы влезть на берег, ему приходится изрядно повозиться. М-да, не такой уж он все проходимый, а уж если крепко сядет его без танка не вынуть, 12 тонн все-таки.

hooks.jpg (23999 bytes)

  "Монстроидальная" лебедка и warn

ЗИЛ разматывает монстроидальную лебедку, но дергать Defender нельзя, есть опасность повредить подвеску, надо сначала снять его с камня. Бегу в лагерь за Hi-Jackom. Чтобы передать Саше домкрат, ребята натягивают веревку от Defendera к берегу. Течение в Пече такое, что в глубоких местах устоять на ногах невозможно. Через 15 минут Defender снят с камня, и ЗИЛ извлекает его на берег. Под руководством Саши на зиловской лебедке переправляются и остальные. Возвращаемся в лагерь. Там-сям горят лампочки рабочего света - верный признак ремонта. Подхожу к одной из них, это московский Discovery, у которого полетел передний редуктор. Ремонт возглавляет Борис Гадасин. Конечно, у ребят есть запасная пара шестерен, как раз сейчас происходит самая ответственная операция - сборка редуктора. Вообще-то для настройки редуктора необходимо иметь специальное точное оборудование, в поле его нет, зато есть зубило, молоток и золотые руки. Вращая гайки зубилом, Борис проверяет люфты в редукторе. Все! "Зыбанско" получилось. К утру Discovery был в строю.

Утро... жалею, что не оборудовал спальное место в машине. Ночи тут холодные.

Сегодня предстоит самый сложный и интересный этап "Затерянный мир". Стартуем, дорога становится более каменистой. При пересечении бродов Андрей, надев резиновые штаны, идет впереди, показывает дорогу. В бродах трясет немилосердно. Если на дороге земля между камнями смягчает рельеф, то в воде приходится ехать по голым валунам. Время от времени обходим застрявшие или поломавшиеся машины, догоняем Сашу Дерюгина, дальше едем вместе. Длинной HJ60 приходится нелегко. При прохождении особо тяжелых мест экипаж высаживается и бежит рядом.

Дорога становится хуже, теперь уже приходится сосредоточить все внимание, чтобы не застрять. Стараюсь пускать колеса по выступающим камням, так, чтобы брюхо было дальше от земли. Участки каменного триала сменяются длинными болотинами с сидящими в них машинами. Сашин экипаж находит несколько неплохих объездов. Мы следуем за ними.

30grd.jpg (61 kb)

Дорога проходит вдоль линии электропередачи, пытаясь объехать очередную болотину делаю неверное движение рулем. Правые колеса стягивает в канаву, боковой крен 30 градусов. Так можно и опрокинуться. Приходится применить лебедку. Догоняем Сашу, у них проблема - не выдержал нагрузок рулевой наконечник, отломался. К счастью, у меня есть запасная рулевая тяга с наконечниками. Оа не совсем подходит, но ребята что-нибудь придумают. Дальше в легенде указано: болото пятой категории сложности. Перед въездом в болото встречаем УАЗ Марека, он показывает нам, где лучше проехать. Я спрашиваю: "Что случилось, помочь?" Марек отказывается, говорит:" Ерунда, нет проблем". Мы едем дальше.

Марек большой шутник и заядлый "строитель" джипов. У него вообще всегда все нормально. Как оказалось потом, Марек сломал мост!!! Они летели что есть мочи и не заметили здоровенный валун. Удар был такой, что машина встала на кенгурятник! Но, к счастью, не опрокинулась на крышу. Чугунный картер моста раскололся. Эх, уазик-уазик, как можно делать самую подверженную ударам деталь из хрупкого чугуна? Вот то ли дело TOYOTA, мост сварен из стали, погнуть его можно, но расколоть никогда. Многие джиперы дорабатывают свой автомобиль, но УАЗ Марека что-то особенное. Не знаю, остался ли в нем хоть один агрегат без изменения. Двигатель стоит восьмицилиндровый от ГАЗ-53, в мостах блокировки от БТР, усиленные рессоры, каркас безопасности, бак на 180 литров, задних сидений нет, вместо них - спальное место. На Ладоге он был красный, теперь - зеленый с желтым. Резина естественно стоит тридцать пятая.

Вот и оно, болото пятой категории. Так как компрессор отвалился еще в Петрозаводске, колеса до 0,4 спускать не рискуем. Будем прорываться при помощи сэнд-траков и лебедки. Из черной лужи торчит Land Rover Discovery, не дополз до твердой почвы два метра - сел аккумулятор. Исследуем почву, решаем пойти рядом со следами Discovery, подкладывая траки в критических местах. Продвигаемся быстро, но, поровнявшись с Discovery, наша Toyota соскальзывает с траков, и мы оказываемся в той же луже, "опередив" Land Rover на полкапота. Цепляем лебедку за ближайшую елку довольно внушительного размера, помогаю немного колесами, машина приподнимается. В голове проскальзывает мысль: "ничего-то сложного в болоте пятой категории нет, сейчас будем на свободе, выдернем Land Rover и двинем дальше" Ага... Елка начинает угрожающе наклоняться. Крыша дороже, приходится перецеплять лебедку за деревья подальше. Эти вообще выдергиваются, как травинки - северная растительность почти не держится за почву. С трудом находим подходящее дерево. Непонятно, что будут делать в этом болоте грузовики, ведь весят они в шесть раз больше, а значит, и дерево им нужно в шесть раз прочнее. Да-а... не хочу я быть на месте грузовика: Натягиваем трос снова, но - сел аккумулятор, лебедка высосала его меньше чем за десять минут работы с полной нагрузкой. Теперь нужно ждать, пока он зарядится. Пока делать нечего, поднимаем машину Hi-Jackom, чтобы облегчить работу лебедке. Тем временем зарядился Land Roverовский аккумулятор и теперь он опережает нас на капот, это похоже на соревнование дождевых червей. На другом краю болота появляется Toyota Алишера. Переправой управляет Юра Овчинников, метод довольно необычен. Наметив маршрут, ребята сразу цепляют лебедку и двигаются только на ней. Так они не разрушают дерн колесами, и машина не проваливается. Зацепив лебедку через блок, вылезаем и мы. Из моей груди вырывается радостный крик, как приятно оказаться на свободе!

С радостными криками "гип-гип ура" появляется Саша. Пока мы торчали в болоте, они починили рулевое. Причем весьма оригинальным способом - примотали нашу тягу к своей капроновым шнуром. Капроновый шнур частенько используется джиперами вместо сварки. Потом я не раз видел, как им заменяли сломанные стремянки рессор.

Ну что ж, двигаем дальше. Интересно, что впереди?

ridge.jpg (58 kb)

Приближаемся к горам. Взгляду открываются чарующие панорамы. Мы останавливаемся фотографировать. Все-таки север красив, прозрачные озера, величественные горы, приглушенные желтые и красные краски, крученые невзгодами березки, даже в сером цвете песка что-то есть. Это особенная красота, суровая. Те, кому довелось жить на севере, тоскуют по его пейзажам.

Дорога приводит нас к каменной гряде, уходящей в озеро. Движемся по ней, местами гряда уходит под воду. Так и продвигаемся то по берегам озер, то вдоль берегов по воде, наконец, дорога просто упирается в озеро. Дальше нужно ехать в воде и искать выезд на берег. Андрей идет в резиновых штанах впереди, выбирает дорогу, дно усеяно валунами размером со стол, глубина иногда по пояс. Интересно, кто первый проложил здесь дорогу?

Озеро Гольцовое. Песчаные берега, камней нет совсем. Можно прокатиться с ветерком, лишь иногда встречаются небольшие броды, в которых колеса поднимают фонтаны воды. Представляю, как тут "оторвались" любители гонок.

Вот и финиш - база горных спасателей. Возле забора стоит "Москвич", ну что ж, такова судьба - борешься с бездорожьем, а обычно есть другая, лучшая дорога. В лагере всего несколько машин. Как? Остальные еще на трассе.

Стемнело. По рации слышны переговоры машин, борющихся с бездорожьем. Некоторые из них еще не добрались до болота пятой категории. Я очень сочувствую ребятам на неподготовленных машинах. Они посадят свои аккумуляторы, еще не доехав до болота. Что они будут делать потом? Броды в озерах им придется проходить в темноте! Вот уж кто узнает, что такое настоящие трудности!

repairing.jpg (80757 bytes)

Делимся впечатлениями, разговорам нет конца. В небе зажигается полярное сияние. Мурманчане говорят что нам повезло, эту пору года полярное сияние - редкость. В виду того что большая часть машин еще на трассе, завтра - день отдыха, наконец-то мы отоспимся.

Последние машины добрались до лагеря только к обеду. Из сорока экипажей, стартовавших в Мурманске, продолжить трофи смогли не более тридцати. Кто-то спасовал, кто-то сошел по техническим причинам.

В Кировск и обратно то и дело курсируют машины. Туда тащат технику для тяжелого ремонта, оттуда везут запчасти для УАЗов. Судя по всему, ремонтные мастерские Кировска получили в этот день небывалую прибыль. Кто мог, ремонтировался на месте, благо погода солнечная. Весь день две пары ног торчали из-под брюха Шевроле "К-5". Но несмотря на все усилия, ребятам пришлось сойти. Из-за автоматической блокировки дифференциала полетел редуктор заднего моста. Машина превратилась в переднеприводную.

Более счастливо отделался Дима Ринне. У него отвинтился болт в заднем мосту и понаделал дырок в редукторе. И хотя хозяин технички кричал : "Не отдам! Последний мост для УАЗа остался, всего за два дня!", конечно, отдал. Не люблю УАЗ, но в одном ему придется отдать должное - запчасти можно достать везде.

axle.jpg (59937 bytes)

Комичная история приключилась с новеньким патрулем. От воды разбухло сцепление! Пришлось поставить феродо от "Волги". Вот что значит машина для Арабских Эмиратов, дальше пустыни на ней лучше не ехать! Число отвалившихся защит всякого рода, сломанных стремянок рессор и погнутых рулевых тяг сосчитать было невозможно, но, похоже, гонщики вообще не считали эти "мелочи" за поломку.

К чести Toyota надо сказать, что из шести участвующих в трофи все шесть прошли "Затерянный мир" без серьезных поломок. Только на Сашиной HJ60 развалилась рулевая тяга.

Итак, сегодня у нас "выходной", ремонтировать тьфу-тьфу ничего не надо. Отправляемся искупаться в водопаде и пофотографировать.

День четвертый. Легенду для движения по трассе организаторы не подготовили. Движемся по принципу: "Налево не пускают горы, направо озера". Дорога каменистая, руль прямо вырывает из рук. Время от времени встречаем сломавшиеся машины. В основном проблемы с рулевыми тягами. Вдруг чувствую, что руль стало крутить намного труднее. Останавливаемся узнать, что случилось. По неизвестной причине слетел ремень гидроусилителя руля. Это не страшно, можно ехать дальше. Намотав по различным тупиковым ответвлениям километров двадцать добрались, наконец, до Волги-речки - самого глубокого брода на "Арктик-Трофи". На самом деле, это никакая не речка, просто протока между двумя озерами.

igel.jpg (39590 bytes)

У брода встречаем старых знакомых, рессорный Land Rover, Владимира Ежова. "Ёжик", тот самый, что в первый день потерял заднее стекло. Теперь у него не работает передний привод, и он просит перетащить его через брод. Нет проблем, решаем мы. Только сначала переедем мы и перетянем через брод трос лебедки. Стоя на сухом грунте, мы легко вытащим Land Rover, даже с неработающим мотором. Пока готовимся к переправе, появляется УАЗик, сходу прыгает в брод и, нырнув по капот, останавливается. Вот уж, действительно, не зная броду, не суйся в воду. УАЗик спасает экипаж Mitsubishi Pagero - отец и сын Володя и Никита.

Андрей надевает резиновые штаны и отправляется показывать дорогу. Медленно, чтобы не поднимать волну, переправляюсь на тот берег. В этом году уровень воды упал, она едва накрывает капот. Останавливаю машину, чтобы получше закрепить трос лебедки и подать знак "Ёжику". !@#$%^&$#!!!! Land Rover торчит из воды ровно посередине брода, причем почему-то боком. Оказывается, когда я начал выбираться на сушу, ребята на полном газу плюхнулись в воду и поплыли, намотав при этом трос на три колеса сразу. Если бы я не остановился, я бы, конечно, вытащил их. Теперь при буксировке я ВСЕГДА смотрю в зеркало, даже если тяну только веревку. Вытащив Land Rover, двигаем дальше, ребята остаются менять масло в моторе. Обидно, ведь у меня был шанс их "спасти".

bridge.jpg (54170 bytes)

Вот и последнее препятствие этого дня - мост, для гусеничных вездеходов. Он довольно крепкий, но вот проблема: поперечины местами отсутствуют, образуя дыры в метр-полтора длиной. На въезде на мост раскорячился УАЗик. Бедняга соскочил с траков и вдобавок распорол колесо. Боковой порез сантиметров семь длиной, BFGoodrich Mud Terrain T/A 35" придется отправить на свалку. Вызволение УАЗа происходит чрезвычайно медленно. Дядя Толя "Турбодед" и "Фунтик", Саша Фулиди советуют переправляться вброд. Поначалу это кажется безумием, но, разведав дорогу, действительно переправляемся без особых проблем. На другом берегу скопилось несколько машин, помогают Борису Гадасину. В радиаторе Defenderа дыра размером с кулак, такое бывает, если крепкая палка упрется одним концом в землю, другим в радиатор.

Ночуем в горах. Утром едем на экскурсию, поднимаемся до высоты 1200м. По пути осматриваем заброшенную шахту и разрушенную тюрьму. Туман такой густой, что с трудом видны габаритные огни идущей впереди машины. Вместо того чтобы увидеть Кольский полуостров с высоты птичьего полета, нам остается только побросать камни в 400-метровую пропасть.

Сегодня будет дан старт последнему, ночному этапу. Нам предстоит ориентирование по карте. Судейство будет проходить по системе гандикап. Это значит, что выигравший на этом этапе объявляется победителем "Арктик-Трофи". Изучив карту, убеждаемся что вариантов немного. Первые 25км до села Куцколь существует только одна дорога, обозначенная тоненьким пунктиром. Потом есть два варианта: один - 12 км по прямой, тоненьким пунктиром, другой - крюк в 70 км, обозначен, как гравийная дорога. Решаем, что поедем по длинному, но более надежному пути. Я обожаю ночной Off-Road, поэтому готовлюсь с особой радостью. Ставлю на место ремень гидроусилителя, подключаю дополнительные фары, добываю свежие батарейки для GPS и фонарика. Эх, лучше б я проверил, хорошо ли затянуты гайки. Этой ночью нам пришлось заниматься ... ремонтом машины.

weel.jpg (25845 bytes)

За километр до старта, в гравийном карьере, у TOYOTA отвалился поворотный кулак. От чрезмерных нагрузок и вибраций вывернулись шпильки, и шкворень выскочил из подшипника. На возвращение колеса на место ушло около восьми часов, хорошо еще, что мы имели запасные шпильки, подшипник и сальник. Пока мы возились с колесом, карьер жил своей жизнью: огромные грузовики БЕЛАЗ или что-то из "мировых аналогов" забирались на гору щебня и с пушечным грохотом выгружали свои кузова. Казалось, они хотят отрезать нам дорогу назад. Мы решили, что у нас еще достаточно времени, чтобы догнать рейд, и двинули вперед.

Этап показался нам скучным. 25км до Куцколя отличались ужасающей тряской. Машина двигалась со скоростью 3 - 5 км в час, перелезая с камня на камень, при этом мы регулярно ударялись головами о крышу. Более всего было обидно оттого, что трасса не требовала почти никакой работы рулем, большинство камней легко проходили под машиной, но как-нибудь ускорить езду было невозможно. Особой живописностью местность тоже не отличалась. По обочинам то и дело встречались брошенные покрышки от ГАЗ-66 и даже одна от БЕЛАЗа. 70км разбитой гравийки от Куцколя до Верхнетуломского показались автобаном. Только парочка разрушенных мостов немного развеяла сон. И все же, этот этап стоило преодолеть. Мы поняли, какое это тяжелое дело - освоение севера, каким мужеством обладают люди, живущие здесь.

Верхнетуломский... нас радостно встречают в лагере. Вот и все, закончилось "Арктик-Трофи 99", сегодня прощальный пир. Мы с киевлянами решаем после церемонии награждения посетить Белое море, полакомиться семгой и икрой.

Награды распределились следующим образом:

В спортивном зачете:

1-е место

В.Пикулев, Ю.Крючков

УАЗ

2-е место

Б.Гадасин, И.Козлов

Defender 110

3-е место

А.Фулиди, П.Карпенко

TOYOTA HJ60

В категории рейд

1-е, 2-е место

В.Гноринский , В.Михайлов

Mercedes-G

1-е, 2-е место

А.Морозов, В.Гнатушенко

Nissan Patrol

3-е место

Д.Гутницкий, О.Иванов

УАЗ

 

whitesea.jpg (42967 bytes)

  Глядя на Белое море понимаешь, что природа здесь устроена не для того чтобы вкушать радости...

Белое море, глядя на него понимаешь, что природа здесь устроена не для того чтобы вкушать радости, а для того чтобы выжить. Во время отлива берег напоминает скорее каменистое болото, чем море. Живности не видно, лишь из обнаженного морского дна торчат странные кротовины. Пытаемся раскопать морского крота, но никого не находим. Киевляне, Игорь Сергиенко и Дима Тимошенко , ветераны "Арктик-Трофи" рассказывают, как в позапрошлом году попал в прилив Борис Гадасин. Как в прошлом организаторы не учли, что мелкий ручеек за сорок минут прилива превращается в полноводную реку и часть машин оказалась отрезанной от гонки. Много приключений принесло джиперам Белое море. Вот и прилив, каменистое "болото" покрылось водой , побежали легкие барашки, и море приобрело знакомый, величественный вид.

Ну что ж, пора домой, на прощание небо зажигается полярным сиянием. Прощай, Кольский полуостров, увидимся ли мы с тобой снова?

Не знаю...

Copyright © Gennady V. Izmer 1999